Формирование Киева

Время: Раннее


Народная этимология объясняет название Киева тем, что его первыми жителями были рабочие (кияне, кияны), которые обслуживали переправу через Днепр. Переправа представляла собой деревянный настил на столбах (киях) вбитых в дно. Сходные топонимы известны и в других славянских землях (например, Кийево в Хорватии, Куявия в Польше). Гарвардский учёный Омельян Прицак считал происхождение топонима тюркским или еврейским. Мысль об основании города хазарами разделял также Г. Вернадский.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Были обнаружены остатки укреплений, жилищ, керамика VI—VII столетия, византийские монеты императоров Анастасия I (491—518) и Юстиниана I (527—565), амфоры, многочисленные ювелирные изделия.
Наиболее ранние комплексы пражской культуры («типа Корчак») конца IV — первой половины VІ века обнаружены на севере Оболони в урочище Луг IV на большой дюне в пойме Днепра, на склоне Старокиевской горы[16] и в усадьбе Кривцова.

В жилище VII—VIII веков, открытом на северо-западных склонах Старокиевской горы, обнаружены печь, лепная керамика, пряслице с изображением трезубца, кости рыб и птиц. Лепная керамика имеет много общего с ранними керамическими комплексами из Плеснеска и других поселений Поднепровья и Побужья[17][18]. На рубеже VII—VIII веков Киев по уровню социально-экономического развития по сравнению с синхронным Пастырским городищем был рядовым поселением и не мог быть «племенным центром», как и в последующий волынцевский период[4]. С разгромом Пастырского городища и с глубоким проникновением кочевников-носителей перещепинской культуры в лесостепь, достигших Киевщины, связан Киевский клад, найденный 1892 году. Славянское население поселения на Старокиевской горе в это время было связано с «пастырско-пеньковским» ареалом, а не с пражским.

Слои волынцевской культуры середины VIII — начала IX века обнаружены на Старокиевской горе и под северной галереей Десятинной церкви. В первой трети IX века волынцевское поселение на Старокиевской горе сгорело, возможно одновременно с соседними Ходосовкой I и Обуховом II, а также более отдалённым Битицким городищем

Во второй половине IX века на территории будущего Киева появляются поселения лука-райковецкой культуры. Самым крупным во второй половине IX века было неукреплённое поселение лука-райковецкой культуры на Замковой горе (площадь 2,5 га), полностью обособленное от остального массива Киевских гор. Остальные крайне небольшие лука-райковецкие поселения опоясывали Замковую гору (Киселёвку) кольцом: селище Кудрявец с запада, селище на холме Детинка и городище на Старокиевской горе (1,5 га) с юга, селище на горе Воздыхальница с востока[4]. Возможно, городище на Старокиевской горе являлось по отношению к Киселёвке как святилищем, так и городищем-убежищем[21][22]. В 880-х годах возникает Подол, подчиняются и частью переселяются в Киев северяне, на Старокиевской горе начинает формироваться курганный могильник[20]. В конце IX века — первой половине X века небольшая группа носителей роменской культуры заняла террасу ниже городища на северном склоне Старокиевской горы. Комплексы с роменской культуры открыты и в нижних слоях усадьбы Подола на Житнем рынке[4]. Наиболее ранняя киевская дендродата на одной из построек Подола относится к 887 году[23].

На Андреевской горе, расположенной восточнее Старокиевской, в самой сердцевине княжеского двора находилось языческое святилище, сложенное насухо из неотесанных камней. К югу от площадки капища располагался жертвенник[24].

В некрополе на Старокиевской горе срубы камерных погребений сооружались в двух техниках рубки углов срубов: «в обло» и «в лапу». В ряде случаев в Киеве, Гнёздове, Шестовицах, Чернигове и Тимерёве исследователями отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций[25]. В большинстве погребений конца IX — начала X века в Киеве и на Среднем Поднепровье тело покойного было помещено в могильную яму головой на запад. В семи камерных погребениях Киева обнаружены мечи каролингского типа[26]. По характеру и деталям погребальной обрядности они имеют прямые аналогии в памятниках на территории Великой Моравии в Старом месте близ Угерске-Градиште, Микульчице (en:Mikulčice), Поганьско (близ Бржецлава), Скалице, Старом Коуржиме, Колине и Желенках[27]. Прямые аналогии в погребениях знати свидетельствуют об этнокультурном родстве правящей элиты Киева и карпатских русин[28]. Борживой Достал, отмечая сходство инвентаря, писал о полной идентичности дружинных могил Киева и Чернигова погребениям в Великой Моравии[29]. Археологи А. Н. Кирпичников, Г. С. Лебедев, В. А. Булкин, И. В. Дубов пришли к выводу, что в киевском некрополе имеется только одно скандинавское погребение из 146 — столбовое камерное погребение с северной ориентацией № 114, датируемое к концом X—началом XI века[30][31].

В начале X веке на Юрковице (Лысой горе) над поймой Почайны в стороне от основного ядра киевских археологических памятников формируется особый торгово-ремесленный центр с городищем и примыкающим к нему могильником, тянущимся вдоль подножия Кирилловских высот, обряд погребения на котором идентичен обрядам могильника на Старокиевской горе[32]. Поселение Х —начала ХI века на Юрковице (Лысой горе) являлось форпостом, защищавшим Киев с северо-запада[33].

На протяжении большей части IX века Киев находился в нестабильной зоне венгро-хазарского конфликта. Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, Аскольд и Дир, освободившие полян от хазарской зависимости. В 882 году[nb 1] Киев был завоёван новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «се буди мати градам Руским». С этого момента Киев стал столицей Древнерусского государства (Киевской Руси). На это же время приходится и рост масштабов строительства на территории Киева, об этом свидетельствуют археологические материалы, обнаруженные в Верхнем городе, на Подоле, Кирилловской горе, Печерске. Строительство было обусловлено быстрым увеличением количества населения города, прибывшего из разных регионов Руси[13]. Во время переселения из Поволжья на берега Дуная в конце IX века на территории современного Киева останавливались венгры:

« Идоша угры мимо Киева, горою еже ся зовёт ныне Угорское, и пришедше к Днепру, сташа вежами. »
Только в X веке отдельные поселения слились в единое поселение городского характера[34].

свернуть